Статья 105.16 НК РФ. Уведомление о контролируемых сделках (действующая редакция) 1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса. 2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса. 3. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:
1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках
2) предметы сделок
3) сведения об участниках сделок:полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. 4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок. 5. Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. 6. В случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет ему сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, настоящего Кодекса и (или) другого федерального закона.О направлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, извещения и соответствующих сведений налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней со дня направления извещения.Форма извещения и порядок его направления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.
Комментарии к Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках
105.16/ Комментируемая статья посвящена подаче уведомления и представлению информации о контролируемых сделках.Статья 105.16 НК РФ содержит основные положения об уведомлении о контролируемых сделках.Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.В свою очередь, о направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.Исходя из совокупности норм НК РФ уведомление иной (иных) стороны (сторон) сделки о направлении извещения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не предусмотрено.В письме от 27.12.2012 N 03–01-18/10–198 Минфин России указал следующее.Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.В письме ФНС России от 25.12.2015 N ЕД‑4–13/22850@ обращено внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ от 18.07.2011 решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном главой 14.5 НК РФ, принимается с учетом следующих особенностей:в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, указанное решение может быть принято не позднее 30 июня 2014 года “в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2013 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2015 года.Начиная с 1 января 2016 года извещения о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 и 2013 годах, в ФНС России не направляются.В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (приложение N 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ‑7–13/524@ ““Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, Порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме“”) (далее — Порядок) уведомление о контролируемых сделках включает в себя титульный лист, разделы: 1А ““Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)””, 1Б ““Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)””, 2 ““Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)””, 3 ““Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)””.В соответствии с пунктом 4.1 Порядка в разд. 1А уведомления о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.Таким образом, налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 НК РФ.Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена статьей 129.4 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.Исходя из изложенного положения статьи 129.4 НК РФ применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.При этом необходимо учитывать следующее.Сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.Налоговый орган о факте выявления контролируемой сделки, в отношении которой не было представлено уведомление, может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной (иными) стороной (сторонами) сделки и при необходимости инициирования в отношении налогоплательщика, не представившего уведомление о контролируемых сделках или представившего уведомление с недостоверными сведениями, производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.Минфин России в письме от 06.09.2012 N 03–01-18/7–127 пришел к аналогичным выводам.+Читать далее…В письме ФНС России от 24.04.2015 N ЕД‑4–13/7083@ указано, что в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей на основании статьи 129.4 НК РФ.В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ (поправка введена Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ).В соответствии с пунктом 13 статьи 105.3 НК РФ правила, предусмотренные разделом V.1 НК РФ, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.Пунктом 1 статьи 105.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.В силу абзаца 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.Учитывая изложенное, налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках независимо от того, является ли налогоплательщик по таким сделкам стороной, получившей доходы и (или) осуществившей расходы, что привело к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.В связи с переходом с 01.01.2014 на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033‑2013 (ОКТМО) вместо применяемых ранее кодов административно-территориального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019–95 (ОКАТО), налогоплательщикам при заполнении уведомления в показателе ““Код ОКАТО”” следует указывать код ОКТМО (см. также пункт 6 письма ФНС России от 18.04.2014 N ОА‑4–13/7549).Кроме того, при заполнении уведомления в пункте ““Код предмета сделки (код по ОКП)”” следует указывать код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ““ОК 005–93. Общероссийский классификатор продукции““, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301” ” в пункте ““Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД”” — код вида деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), принятому и введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.Указанный порядок действует до внесения соответствующих изменений в Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ‑7–13/524@ (см. также письмо ФНС России от 08.10.2014 N ЕД‑4–13/20615@).По выбору налогоплательщиков уведомления могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.Форма (формат) уведомления о контролируемых сделках, а также Порядок заполнения формы и Порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ‑7–13/524@.Для технической поддержки программ ““Налогоплательщик — ЮЛ”” и ““Tester”” на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России создан сервис ““Обратная связь””.Программное обеспечение ПК ““Тестер”” и ПК ““Налогоплательщик — ЮЛ”” размещено на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России в разделе ““Бесплатное программное обеспечение””, подраздел ““Программные средства для юридических и физических лиц””.Источник комментария:”“ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ““ (АКТУАЛИЗАЦИЯ)Ю.М. Лермонтов, 2016”
Судебная практика по Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках
/105.16/
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-18588/13, Судебная коллегия по административным делам, надзорКак следует из решения суда первой инстанции, Федеральная налоговая служба, утверждая в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса, форму уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения, вправе была затребовать сведения, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации иных положений раздела V.1 Кодекса о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами…
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18588/13, Судебная коллегия по административным делам, надзорЗаявитель считает, что список сведений, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, является исчерпывающим на этапе уведомления о контролируемых сделках…
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16–3837, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация…