Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

НК РФ Статья 146. Объект налогообложения

Статья 146 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция) 1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. 2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории “Сириус” (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории “Сириус”
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов публичной власти федеральной территории “Сириус”, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и нормативными правовыми актами федеральной территории “Сириус” 4.
1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации 4.
2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением
5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории “Сириус”, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям 5.
1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории “Сириус”, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям
6) операции по реализации земельных участков (долей в них)
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) 8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” 8.
1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”. Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” 9) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ 9.
1) — 9.
2) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 216-ФЗ 9.
3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и (или) государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории “Сириус” 10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и (или) государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории “Сириус” 1
1) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, федеральной территории “Сириус”, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации 1
2) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории “Сириус”, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 1
3) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018”, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2021 года включительно.1
4) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом “О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя”, имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков 1
5) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) 1
6) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон 1
7) передача на безвозмездной основе:в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA “Формула‑1”, объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии “Формула‑1”, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества 18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории “Сириус” результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” 19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества 20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике 2
1) выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерними обществами, организациями, включенными в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, а также организациями, осуществляющими функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” в случае, если выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Комментарии к Статья 146. Объект налогообложения

146/ “В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.Исходя из норм пункта 1 статьи 17 НК РФ одним из таких элементов является объект налогообложения.Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия ““налогоплательщик””, ““объект налогообложения””, ““налоговая база””, ““налоговый период”” и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.Пунктом 1 статьи 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ.Статья 146 НК РФ определяет объект обложения НДС, а также операции, которые не признаются таким объектом.Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.В соответствии с пунктом 4 статьи 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.В пункте 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.Из указанных положений следует, что при отсутствии перехода права собственности на товары, работы услуги от одного лица к другому реализация отсутствует.Важно!В пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 ““О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”” разъясняется, что по смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 54 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект налогообложения формирует совокупность совершенных в течение налогового периода финансово-хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).В связи с этим невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований” ” неосуществление регистрации договора и т.п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению из бюджета и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй НК РФ.Так, подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи признает объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.На основании статьи 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.В силу пункта 1 статьи 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).Официальная позиция.В письме от 28.09.2011 N 03–03-06/1/598 Минфин России рассмотрел ситуацию, в которой ООО предоставляет разделительные пластины, используемые для производственной укладки и транспортировки стеклотары, в аренду и осуществляет их обслуживание. На период аренды право собственности на пластины не переходит к арендаторам, а возврату подлежат именно те пластины, которые были переданы.+Читать далее…Финансовое ведомство отметило, что поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров в целях применения налога на добавленную стоимость признается передача права собственности на товары, то при передаче (возврате) названных пластин в рамках договора аренды объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость не возникает.Как отмечено в письме Минфина РФ от 11.04.2011 N 03–07-11/87, операции по безвозмездной передаче денежных средств не предусмотрены перечнем пункта 1 статьи 146 НК РФ, в связи с чем при передаче юридическим лицом денежных средств в собственность физического лица налог на добавленную стоимость не исчисляется.В Постановлениях ФАС Центрального округа от 10.11.2005 N А62–644/2005 и от 08.11.2005 N А62–1130/2005 суд признал, что передача произведенной налогоплательщиком продукции для последующей розничной продажи в собственные магазины не является реализацией в смысле положений статьи 39 НК РФ, поэтому начисление НДС исходя из торговой наценки на переданную в магазины продукцию собственного производства неправомерно.В Постановлении ФАС Центрального округа от 01.11.2006 N А64–867/06–13, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2005 N А56–1215/2005 содержится вывод о том, что доходы (проценты), полученные ломбардами от осуществления ими деятельности по предоставлению гражданам кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для их личного потребления, не облагаются НДС. Суд исходил из того, что по смыслу статьи 358 ГК РФ право собственности на предмет залога не переходит от залогодателя (физического лица) к залогодержателю (ломбарду). В силу этого обязанность по уплате НДС при реализации предмета залога возникает у залогодателя (собственника имущества), а не у залогодержателя.Как отметил ФАС Уральского округа в Постановлении от 27.02.2008 N Ф09–640/08-С2, арбитражный управляющий не осуществляет передачу результатов выполненных работ, а также не оказывает какому-либо лицу услугу. Таким образом, полученное управляющим вознаграждение не является выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и не облагается НДСВнимание!Статья 146 НК РФ относит к объекту налогообложения НДС безвозмездную передачу.В налоговом законодательстве не дано определение понятия ““безвозмездная передача””, поэтому согласно статье 11 НК РФ необходимо учитывать положения иных отраслей законодательства.Согласно пункту 2 статьи 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.В соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.Таким образом, говорить о безвозмездном характере можно лишь в том случае, если одаряемый не совершает никаких встречных действий.Так, по мнению финансового ведомства, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке:- услуги по передаче в безвозмездное пользование технических средств (компьютеров) (письмо Минфина РФ от 04.02.2011 N 03–07-11/27)” Также в письме Минфина России от 25.04.2014 N 03–07-11/19393 указывается, что безвозмездная передача в пользование помещений признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В то же время считаем необходимым отметить, что пунктом 2 статьи 146 НК РФ установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В данный перечень включены операции по оказанию услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.В письме Минфина России от 17.01.2013 N 03–07-08/04 разъясняется, что безвозмездная передача в пользование имущества российской организацией, в том числе автономной некоммерческой организацией, от налогообложения налогом на добавленную стоимостью не освобождается.Судебная практика.В Постановлении от 24.11.2011 N А57–9351/2010 ФАС Поволжского округа приходит к выводу о том, что по договорам безвозмездного пользования транспортными средствами в силу положений абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ необходимо исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость.Организация, передавая свое имущество третьим лицам на безвозмездной основе, оказывает им услугу, поскольку в процессе отношений по безвозмездному пользованию имуществом налогоплательщика у третьих лиц, во-первых, удовлетворяются потребности, во-вторых, результаты оказанной услуги не имеют материального выражения.Содержание услуги по предоставлению транспорта в безвозмездное временное пользование сводится к передаче права пользования и извлечению полезных свойств данного имущества в процессе его использования.Следовательно, в целях налогообложения предоставление транспорта в безвозмездное временное пользование относится к реализации услуг, поскольку сводится к передаче права пользования данным имуществом.Арбитражные суды при рассмотрении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу признания объектом налогообложения НДС той или иной реализации, установив, что имеет место не безвозмездная передача имущества от одного юридического лица другому, а возврат ранее полученного, признают заемный характер отношений и отсутствие у налогового органа оснований для доначисления НДС (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 29.12.2010 N Ф09–10928/10-С3).По материалам дела, рассмотренного в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N А33–15579/2010 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 N А33–15579/2010 данное постановление оставлено без изменения), организацией-работодателем в соответствии со списками детей работников общества на подарки произведена выдача новогодних подарков, приобретенных у третьего лица по счетам-фактурам.Суд в указанной ситуации пришел к выводу, что передача подарков является реализацией в понимании статьи 146 НК РФ, учитывая, что такое основание поощрения, как выдача новогоднего подарка работникам общества, имеющим детей, не предусмотрено ни ТК РФ, ни локальными нормативными актами самой организации и по сути таковым не является.Актуальная проблема.Исходя из подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС. В то же время из налогового законодательства не ясно, облагается ли НДС раздача рекламной продукции, если расходы превышают установленную норму.Официальная позиция.Основываясь на положениях пункта 1 статьи 146 НК РФ, а также отмечая, что согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары на безвозмездной основе, финансовое ведомство приходит к выводу о том, что передача организацией своим клиентам подарков со своей символикой в целях привлечения новых клиентов и повышения уровня использования продуктов и услуг является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость с учетом положений подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ (письмо от 04.06.2013 N 03–03-06/2/20320).Ранее Минфин России придерживался аналогичных выводов (письма от 25.10.2010 N 03–07-11/424 и от 10.06.2010 N 03–07-07/36).Судебная практика.Арбитражные суды по данному вопросу расходятся во мнениях.Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 19.03.2013 N А20–2704/2010, организацией (банком) были произведены розыгрыши призов среди лиц, открывших вклады в банке, при этом по результатам розыгрыша выигравшим вкладчикам банк передавал подарки. В качестве призов передавалась бытовая техника, сотовые телефоны, компьютеры и легковые автомобили.Налоговый орган, доначисляя банку НДС к уплате, посчитал, что выдача подарков физическим лицам на безвозмездной основе является передачей права собственности на это имущество, что в силу положений пункта 3 статьи 38, пункта 1 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признается реализацией товаров и объектом обложения налогом на добавленную стоимость.Соглашаясь с выводами налогового органа, при рассмотрении дела суд установил, что переданные налогоплательщиком подарки не являются сувенирной продукцией, не содержат логотип банка, обладают потребительской ценностью для получателя, имеют рыночную стоимость, то есть являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ, следовательно, при реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составили менее 100 рублей, НДС не начисляется. В случае реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составляют более 100 рублей, НДС начисляется в общеустановленном порядке.В то же время большинство судов придерживаются противоположного официальному подхода.Как следует из материалов дела, рассмотренного ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2012 N А40–47825/11–116-132, организация осуществляла торговую деятельность, передавая неопределенному кругу лиц в рекламных целях товары, приобретенные у третьих лиц, стоимость единицы которых не превышает 100 руб. (рекламные буклеты, иная печатная продукция, зубная паста и др.). Распространение рекламных материалов производилось организацией для собственных нужд, так как в конечном счете направлено на увеличение экономических показателей вследствие повышения интереса к продаваемой продукции. При этом в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача товаров для собственных нужд образует объект налогообложения НДС в том только случае, если расходы на их приобретение не учитываются при налогообложении прибыли.Таким образом, суд пришел к выводу о том, что объект налогообложения НДС при распространении рекламных товаров отсутствовал.Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2011 N А40–560/11–99‑3 содержит аналогичные выводы.Актуальная проблема.НК РФ не дает ответа на вопрос, признается ли реализацией товаров (работ, услуг) передача имущественных прав на безвозмездной основе.Налоговые органы также не дают разъяснений по указанному вопросу.Судебная практика же исходит из того, что безвозмездная передача имущественных прав не предусмотрена абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 146 в качестве реализации в целях главы 21 НК РФ, а следовательно, такая передача не облагается НДС.В Постановлении от 10.02.2012 N А56–41014/2011 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что безвозмездная передача имущественных прав не предусмотрена абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 146 в качестве реализации в целях главы 21 НК РФ.В этой связи корреспондирующая с ней статья 155 НК РФ, устанавливающая особенности исчисления налоговой базы при передаче имущественных прав, не устанавливает порядок определения налоговой базы при безвозмездной передаче имущественных прав путем передачи подарочного купона.С учетом изложенного в силу положений главы 21 НК РФ передача работникам подарочного купона не подлежит налогообложению НДС, учитывая, что отсутствуют реализация товаров, работ или услуг, а также налоговая база при безвозмездной передаче имущественных прав.Актуальная проблема.Между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры относительно обложения НДС операций по передаче товара по договору товарного займа.Согласно пункту 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.Как отмечено в письме Управления МНС России по г. Москве от 31.10.2003 N 24–11/61333, операции по передаче товаров заимодавцем заемщику, а также заемщиком заимодавцу являются операциями по реализации товаров и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.09.2010 N А03–13275/2009 пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно не отражал в налоговом учете налоговую базу по НДС, связанную с операцией по предоставлению займа в натуральной форме.Суд, применив положения подпункта 15 пункта 3 статьи 149, пункта 1 статьи 146, статьи 39 НК РФ, статьи 807 ГК РФ, указал, что заем в натуральной форме рассматривается НК РФ в качестве реализации, следовательно, налогоплательщик, предоставив заем в натуральной форме, должен был уплатить НДС в общеустановленном порядке.В то же время в судебной практике встречаются решения и с другими выводами, согласно которым поскольку заем предоставляется на возвратной основе, значит, при передаче предмета займа (драгметаллов) объект налогообложения по НДС отсутствует (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А40/3008–08).Актуальная проблема.В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о том, возникает ли объект обложения НДС при передаче арендатором арендодателю неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества.Положениями статей 606, 614 ГК РФ предусмотрено, что передача имущества в аренду предполагает получение арендодателем дохода в виде арендной платы.Статьей 615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.В соответствии со статьей 623 ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.Стоимость неотделимых улучшений, произведенных без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.Официальная позиция.В письме Минфина России от 25.11.2014 N 03–07-11/59765 указывается, что передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного имущества, не отделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.Как следует из письма ФНС РФ от 19.04.2010 N ШС-37–3/11, указанная позиция финансового ведомства поддерживается и налоговыми органами.Некоторые суды также разделяют данную точку зрения. Согласно позиции ФАС Поволжского округа, выраженной в Постановлении от 26.06.2012 N А65–12909/2011, при передаче неотделимых улучшений (стоимость которых не возмещается) арендодателю по окончании срока аренды имущества арендатором фактически осуществляется операция безвозмездной реализации, которая подлежит обложению НДС, поскольку в соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) как на возмездной, так и на безвозмездной основе (см. также Постановления ФАС Московского округа от 30.04.2010 N КА-А40/3819–10, ФАС Уральского округа от 02.02.2010 N Ф09–4771/09-С2).В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 N А72–11933/2012 по делу о признании недействительными решений налогового органа в части отказа в применении налогового вычета по НДС, а также об отказе в возмещении данного налога разъясняется, что Передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного имущества, не отделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом возникновение права собственности на улучшения арендованного имущества не имеет значения для применения заявителем вычета по НДС.По мнению большинства арбитражных судов, передача неотделимых улучшений в рамках договора аренды не облагается НДС.Как установлено ФАС Поволжского округа в Постановлении от 18.01.2013 N А55–14290/2012, основные средства в виде движимого имущества (мясорубка и соковыжималка) были списаны с баланса в связи с их ликвидацией, а основные средства в виде неотделимых улучшений помещений ресторанов — в связи с прекращением арендных прав общества на эти помещения. В период действия договоров аренды правопредшественником налогоплательщика были произведены работы по ремонту помещений для их последующего использования в своей деятельности — эксплуатации предприятий общественного питания. После прекращения договоров аренды арендатор возвратил арендодателям недвижимое имущество вместе с неотделимыми улучшениями без возмещения стоимости этих улучшений.По мнению ФАС Поволжского округа, суды нижестоящих инстанций обоснованно признали, что при выполнении ремонта арендуемых помещений организация действовала исключительно с целью удовлетворения потребностей самой организации, связанных с индивидуальным подходом к использованию арендуемого имущества (создание узнаваемого для сети ресторанов данного торгового знака интерьера).Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что спорные неотделимые улучшения ресторанов, произведенные организацией в период действия договоров аренды, не могли быть переданы арендодателю в смысле статьи 39 НК РФ, следовательно, их стоимость не образует самостоятельный объект налогообложения НДС. Результаты выполненных за счет арендатора работ в арендуемых помещениях имеют потребительскую ценность исключительно для самого арендатора, а не для арендодателя.По обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16.10.2012 N А21–9549/2011, основанием доначисления спорной суммы НДС и соответствующей суммы штрафа послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик в нарушение пункта 1 статьи 146 НК РФ неправомерно не исчислил НДС со стоимости безвозмездно переданных им арендодателю неотделимых улучшений арендуемого имущества. Налоговый орган также указал, что арендатор, нарушив требования подпункта 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, не выписал арендодателю счет-фактуру на передаваемые после прекращения договора аренды неотделимые улучшения и не произвел регистрацию такого счета-фактуры в книге продаж.В рассматриваемом случае условиями договора аренды (с учетом дополнительного соглашения) предусмотрено, что капитальный ремонт переданных в аренду зданий обязана осуществлять организация (арендатор) и произведенные им для этих целей затраты, связанные в том числе с созданием неотделимых улучшений арендованного имущества, не подлежат возмещению арендодателем. Следовательно, право пользования арендованными зданиями обусловлено внесением организацией установленной арендной платы и осуществлением за его счет капитального ремонта этих объектов.Исходя из возмездного характера договора аренды и исполнения налогоплательщиком обязанности по капитальному ремонту помещений за свой счет в соответствии с условиями договора аренды, суды нижестоящих инстанций обоснованно, по мнению ФАС Северо-Западного округа, признали ошибочным вывод налогового органа о безвозмездности операций, связанных с передачей спорного здания по истечении срока действия договора, и, соответственно, возникновении объекта налогообложения НДС на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном случае реализации неотделимых улучшений, подлежащей обложению НДС, и признали недействительным решение налогового органа в оспариваемой налогоплательщиком части.Как следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2012 N А82–5092/2011, по мнению налогового органа, неотделимые улучшения арендованного имущества увеличивают его рыночную стоимость, следовательно, в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ индивидуальный предприниматель-налогоплательщик должен исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость с рыночной стоимости приобретаемого имущества.Суды же трех инстанций отметили, что независимо от того, какая цена спорного имущества указана в договоре, в силу прямого указания закона стоимость продаваемого имущества, составляющая доход налогоплательщика, должна определяться за вычетом стоимости неотделимых улучшений. Следовательно, обязанность по удержанию налога на добавленную стоимость возникла у предпринимателя с суммы, которая была реально уплачена.В Постановлении от 27.07.2011 N А53–19081/2010 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что законом предусмотрено возникновение права собственности у арендатора только на отделимые улучшения. Относительно неотделимых улучшений законодатель предусмотрел другой правовой режим — возмещение арендодателем арендатору затрат на эти улучшения. При этом право собственности на неотделимые улучшения у арендатора не возникает, поскольку арендуемое помещение с неотделимыми улучшениями представляет собой единое целое — неделимую вещь, имеющую собственника — арендодателя. В связи с этим спорные неотделимые улучшения, произведенные налогоплательщиком в период действия договора аренды, не могли быть переданы арендодателю в смысле статьи 39 НК РФ, следовательно, их стоимость не образует самостоятельный объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.ФАС Поволжского округа, установив, что осуществленные арендатором работы не являются неотделимыми улучшениями, в Постановлении от 27.09.2010 N А65–35009/2009 указал, что результатом работ арендатора явился капитальный ремонт имущества, которое является собственностью арендодателя. Поскольку капитальный ремонт имущества в силу своих качеств не может быть отнесен к самостоятельному объекту реализации, в силу статей 38 и 146 НК РФ, не возник и объект обложения налогом на добавленную стоимость, поэтому вывод нижестоящих судебных инстанций о том, что уплачивать налог при передаче арендодателю арендованного имущества с произведенным капитальным ремонтом арендатор не должен, является правомерным.Интересными представляются выводы ФАС Уральского округа, изложенные в Постановлении от 27.09.2011 N Ф09–6099/11 (далее — Постановление N Ф09–6099/11), который отметил, что на основании изложенных норм права для формирования облагаемого налогом на добавленную стоимость оборота необходимо установить факт передачи арендатором арендодателю неотделимых улучшений в форме реализации, то есть передачи права собственности.В рассматриваемом в Постановлении N Ф09–6099/11 случае не возникла реализация в смысле передачи результатов выполненных работ одним лицом для другого, как это определено статьей 39 НК РФ, поскольку арендатор не выполнял работы по улучшению арендованного имущества для арендодателя, а заказывал работы по ремонту арендованного имущества (железнодорожных путей) для его поддержания в надлежащем техническом состоянии без цели их последующей реализации арендодателю.При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что неотделимые улучшения арендуемого имущества арендатором первоначальному арендодателю не передавались, судом сделан вывод об отсутствии объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость.Следует отметить, что в аналогичных ситуациях сложно представить возможность признания подобных операций реализацией, поскольку отсутствует объект такой реализации (арендуемое имущество составляет единое целое с неотделимыми улучшениями) и переход права собственности на него, так как арендатор собственником произведенных неотделимых улучшений не выступает.Актуальная проблема.По мнению официальных органов, передача организацией-арендатором физическому лицу — арендодателю сельскохозяйственной продукции в счет оплаты услуг по аренде земельного участка признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03–07-11/135).ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.05.2013 N А03–5757/2012 (Определением ВАС РФ от 07.10.2013 N ВАС-13364/13 отказано в передаче дела N А03–5757/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления) установил, что организация на возмездной основе арендовала у физических лиц земельные паи сельскохозяйственного назначения, оплата за аренду производилась собственной сельскохозяйственной продукцией, то есть организация осуществляла обмен права пользования земельными участками на собственное имущество: продукцию собственного производства (овес, дробленка), в связи с чем суд указал, что стоимость реализованного зерна в соответствующей сумме подлежит отражению в налоговом учете организации и включению в налоговую базу по НДС.В силу того что в нарушение положений статей 146, 154 НК РФ организацией не включена в налоговую базу по НДС стоимость зерна, переданного по договору аренды, суд поддержал вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС.В рамках дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Центрального округа от 12.04.2012 N А64–5256/2011 (Определением ВАС РФ от 25.10.2012 N ВАС-10385/12 отказано в передаче дела N А64–5256/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), налогоплательщик на возмездной основе арендовал у физических лиц земельные паи сельскохозяйственного назначения, оплата за аренду производилась собственной сельскохозяйственной продукцией и иным имуществом, то есть осуществлял обмен права пользования земельными участками на собственное имущество: продукцию собственного производства (ячмень) и ранее приобретенные товары (мука, сахар, масло растительное). В связи с этим ФАС Центрального округа отметил, что вывод суда апелляционной инстанции, что при таких обстоятельствах у организации возник объект налогообложения НДС, обоснован: то есть если в счет оплаты услуг по представлению в аренду земельных долей, оказываемых арендодателем, налогоплательщиком-арендатором передаются права собственности на товары, произведенные или приобретенные этим налогоплательщиком, то в рамках налоговых правоотношений такие операции рассматриваются как передача собственного имущества в качестве оплаты (встречного предоставления) за право пользования землей и в соответствии со статьями 39, 146 НК РФ признаются реализацией для целей налогообложения НДС.В то же время имеется в судебной практике и следующий подход: согласно действующему налоговому законодательству оплата арендной платы денежными средствами не образует объект налогообложения по НДС ” правовое толкование положений статьи 146 НК РФ позволяет сделать вывод, что оплата натуральными продуктами арендной платы его также не образует, в связи с тем что арендатор в данном случае, не приобретает какой-либо выгоды, а натуральные продукты являются средством платежа (Постановление

Судебная практика по Статья 146. Объект налогообложения

/146/

Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16–13100, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияУдовлетворяя заявленные обществом требования и признавая решение инспекции незаконным, суды трех инстанций, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 39, подпункта 1 пункта 1 статьи 146, подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что операция по передаче имущества по соглашению об отступном, прекращающего обязательства по договору займа не подлежит налогообложению…

Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ16–1324, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияУправление решением от 29.01.2015 № 13–11/00864с оспариваемые решения инспекции оставило без изменения. Суды апелляционной и кассационной инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями статей 146, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или частичном ограничении режима потребления электрической энергии признали правомерным предъявление обществом к возмещению налога на добавленную стоимость…

Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ15–19230, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияОснованием для принятия оспариваемых решений послужил вывод инспекции о занижении предприятием налоговой базы на суммы полученных из бюджета субсидий на возмещение затрат на содержание городских дорог общего пользования. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав…

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector