Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (действующая редакция) 1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации. 2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:абзацы второй — третий исключены. — Федеральный Закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) 2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические Услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного услуги патолого-анатомические услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ Положения настоящего подпункта распространяются также на иностранные юридические лица и иностранных индивидуальных предпринимателей, которые являются участниками проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 160-ФЗ “О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации” 3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты
4) услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях 5) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям 6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями 7) услуг по перевозке пассажиров:городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке 7.1) работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта 8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) 9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа 10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности 11) монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств) 12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, долей в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов, за исключением базисного актива производных финансовых инструментов, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.В целях настоящей главы под реализацией производного финансового инструмента понимается реализация его базисного актива, а также уплата сумм премий по контракту, сумм вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон производного финансового инструмента, которые не являются в соответствии с условиями производного финансового инструмента оплатой базисного актива.Определение производных финансовых инструментов, а также их базисного актива осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 301 настоящего Кодекса 12.1) депозитарных услуг, оказываемых депозитарием средств Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития в рамках статей Соглашений Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития 12.2) следующих услуг:услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации) услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7‑ФЗ “О клиринге и клиринговой деятельности” услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7‑ФЗ “О клиринге и клиринговой деятельности” услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ “Об организованных торгах” услуг по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, оказываемых оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы услуг по идентификации участников финансовой платформы, оказываемых оператором финансовой платформы финансовым организациям в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” услуг по информационному обеспечению взаимодействия в целях совершения финансовых сделок, оказываемых оператором финансовой платформы участникам финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” в порядке, предусмотренном правилами финансовой платформы услуг по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы услуг, оказываемых оператором финансовой платформы и непосредственно связанных с услугами, указанными в абзацах седьмом — десятом настоящего подпункта (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) 13) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ 1
4) услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.Реализация организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом 14.1) услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости 15) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящей главе — объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.Реализация работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории “Сириус”, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” копии договора на выполнение указанных в настоящем подпункте работ 16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления 16.1) услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338–1 “О международном коммерческом арбитраже”, оплата за которые (в том числе в составе арбитражного сбора) осуществляется через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение 17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории “Сириус”, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) 17.1) услуг по аккредитации операторов технического осмотра, которые оказываются в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, и за которые взимается плата за аккредитацию 17.2) услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств 18) товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли 19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”.Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию) абзацы пятый — шестой утратили силу. — Федеральный закон от 17.12.2009 N 318-ФЗ 20) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:услуги по предоставлению напрокат аудио‑, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства услуги по распространению билетов, указанные в абзаце третьем настоящего подпункта услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, океанариумы, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки 21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма 21.1) прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма 22) услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов 23) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов 2
4) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи 25) утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ 26) исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”.Положения настоящего подпункта не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки 26.1) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора 27) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ 28) услуг по организации и проведению азартных игр 29) услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, оказываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений 30) операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании производных финансовых инструментов, реализация которых освобождается от налогообложения согласно подпункту 12 настоящего пункта 31) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 174-ФЗ 32) применялся по 31 декабря 2020 года. — Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ 32.1) следующих услуг:услуг по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA “Формула‑1”, включающих в себя право на популяризацию мероприятия и право называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата “Чемпионат мира FIA “Формула‑1” рекламных услуг, реализуемых организацией, которая приобрела права, указанные в абзаце втором настоящего подпункта, на территории объекта спорта для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии “Формула‑1” и объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование указанного объекта спорта 33) услуг по передаче медицинских изделий, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 настоящего пункта, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа 3
4) материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве” 35) услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания, оказываемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река — море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств. Перечень указанных услуг по техническому управлению морскими судами определяется Правительством Российской Федерации 36) услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.В целях настоящего подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте — орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый Тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.Положения настоящего подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода 37) государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по результатам отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (за исключением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий 2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи), производимых и реализуемых:общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов 3) осуществление банками и банком развития — государственной корпорацией банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по
Комментарии к Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
149/ “В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать Налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.Статьей 149 НК РФ определены операции, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), что представляет собой одну из разновидностей налоговой льготы.Внимание!При применении освобождения, предусмотренного пунктом 1 статьи 149 НК РФ, следует обратить внимание на то, что данная норма НК РФ применяется только в отношении иностранных граждан или организаций, аккредитованных в Российской Федерации.В случае предоставления арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитации в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется и услуги по предоставлению в аренду помещений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.Такой позиции придерживалась ФНС России в письме от 17.05.2005 N ММ‑6–03/404@.Официальная позиция.Так, в письме Минфина России от 09.10.2014 N 03–07-07/50957 разъясняется, что согласно пункту 1 статьи 149 главы 21 ““Налог на добавленную стоимость”” НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом данное освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.Перечень иностранных государств, а также наименования помещений, в отношении которых применяется указанное освобождение, установлены Приказом МИД России и Минфина России от 8 мая 2007 г. N 6498/40н. Так, в соответствии с данным Приказом от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги по аренде служебных (офисных) помещений, а также жилых помещений, предоставляемых иностранным гражданам и организациям, зарегистрированным в государствах, перечисленных в указанном перечне, и аккредитованным в Российской Федерации.Аренда помещений, не относящихся к служебным (офисным), а также жилым, в данном перечне не поименована. Таким образом, услуги по аренде таких помещений подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.Внимание!Перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения по пункту 1 статьи 149 НК РФ, положениями главы 21 НК РФ не установлен, поэтому у налогоплательщиков возникают вопросы по поводу документального подтверждения права на указанное освобождение от налогообложения.Документальным подтверждением права на получение освобождения от налогообложения является копия свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой.Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения вышеуказанного освобождения является Договор аренды, заключенный с иностранной организацией.А подтверждением права на применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде, оказываемых филиалу некоммерческой организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций, выданная Минюстом России (письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03–07-08/5901).Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает перечень операций в отношении определенных товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению НДС.Внимание!При применении подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.Важно!Льготный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации медицинской техники, в том числе ввезенного медицинского оборудования, применяется при наличии регистрационного удостоверения, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика, осуществляющего реализацию соответствующей медицинской техники.На данный факт также обращают особое внимание официальные органы в своих разъяснениях (см., например, письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03–07-08/65344.).Официальная позиция.Так, в письме Минфина России от 02.02.2015 N 03–07-07/3980 рассмотрен вопрос об освобождении от НДС реализации принадлежностей, ввозимых в РФ и входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта. По данному вопрос Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.+Читать далее…В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).Освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные принадлежности с указанием кодов ОКП, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г.Пример.Как указывает пункт 3 Перечня N 19, к данной технике относятся, в частности, инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой.В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005–93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к инструментам режущим и ударным с острой (режущей) кромкой (код 943300) относятся инструменты многолезвийные с вращением вокруг собственной оси (сверла, фрезы, боры) (код 943370).Как указывает Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002–93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, лечение зубов (код 081403) относится к медицинским услугам (код 081000).Следовательно, нужно сделать вывод, что сверла, предназначенные для лечения зубов, подпадают под действие Перечня N 19.Официальная позиция.В письме Минфина России от 04.12.2014 N 03–07-03/62212 рассмотрен вопрос об освобождении от НДС ввоза в РФ до и после 1 января 2014 г. важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.По данному вопросу Минфин России указал, что с 1 января 2014 года терминология вышеупомянутой нормы НК РФ приведена в соответствие с терминологией, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ ““Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации””.Таким образом, ввоз в Российскую Федерацию как до 1 января 2014 года, так и после этой даты важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники или медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19, освобождается от налога на добавленную стоимость.Важно!Необходимо обратить внимание, что услуги, оказываемые агентом от имени принципала в рамках агентского договора в связи с реализацией товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на основании нормы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. На данный аспект также обращают внимание официальные органы, давая толкования и разъяснения подпункту 1 пункта 2 комментируемой статьи.Обращаем внимание, что абзацы 1 и 4 подпункта 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ ““О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации””.При применении подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 (далее — Перечень N 132).Актуальная проблема.Комментируемая норма не уточняет, какими организациями должна оказываться медицинская деятельность, чтобы к ним мог быть применен подпункт 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. В частности, не уточняется, может ли применять коммерческая организация, оказывающая скорую медицинскую помощь, освобождение от налогообложения НДС.По данному вопросу необходимо обратиться к разъяснениям официальных органов.Официальная позиция.Так, в письме Минфина России от 04.07.2014 N 03–07-РЗ/32477 указывается, что услуги скорой медицинской помощи, оказываемые коммерческой медицинской организацией в период проведения массовых мероприятий, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость при наличии у этой организации соответствующей лицензии.Важно!Также необходимо обратить внимание, что медицинские услуги, оказываемые обособленным подразделением организации, осуществляющей в качестве одного из уставных видов деятельности медицинскую деятельность, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии лицензии, выданной в установленном порядке.Пример.Согласно пункту 1 Перечня, к данному Перечню относятся услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.Законодательство прямо не относит услуги по диагностике в образовательных учреждениях туберкулеза у физических лиц посредством реакции Манту к услугам, предусмотренным Перечнем.Однако, как следует из письма Минфина России от 07.05.2003 N 04–02-05/2/21, услуги по первичной неотложной помощи и по необходимой вакцинации, оказываемые негосударственной некоммерческой образовательной организацией, являются медицинскими услугами и не подлежат обложению НДС в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.Из содержания данного письма следует, что образовательная организация вправе оказывать услуги, предусмотренные п. 1 Перечня N 132.Внимание!В силу Приложения N 4 к Приказу Минздрава России от 05.08.2003 N 330 ““О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации”” (далее — Приложение N 4) организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.Судебная практика.Кроме того, как следует из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2008 N А66–7072/2007, лечебное питание наряду с услугами по размещению пациентов и непосредственно медицинскими процедурами входит в комплекс реабилитационно-восстановительного лечения. Более того, данное Постановление указывает, что услуги по обеспечению пребывания (проживания) пациентов в период их лечения в санатории подлежат освобождению от обложения НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.На основании анализа Приложения N 4 и Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2008 N А66–7072/2007 можно сделать вывод, что организация лечебного питания в санаторно-курортном учреждении подпадает под действие подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.Данная позиция подтверждается также Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006, 04.12.2006 N 09АП-13927/2006-АК, устанавливающим, что лечебное питание и медикаментозное лечение относятся к медицинским услугам, подпадающим под действие подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.Актуальная проблема.В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о правомерности применения льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении оказываемых им услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, пунктом 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии соответствующей лицензии.Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).Статьей 20 Федерального закона ““О безопасности дорожного движения”” от 10.12.1995 N 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002–93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204).Минздрав России Постановлением от 30.04.2003 N 87 ““О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.2.1317–03””, зарегистрированным в Минюсте РФ 20.05.2003 N 4576, утвердил профилактические мероприятия, в которые входит обследование декретированных контингентов, проводящееся в соответствии с нормативными документами по месту работы или жительства с обязательной отметкой в санитарной книжке в лабораториях лечебно-профилактических организаций, лабораториях центров Госсанэпиднадзора и других лабораториях, имеющих разрешение на данный вид деятельности в установленном порядке. Организация обследований декретированных контингентов и обслуживающего персонала возложена на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Данным нормативным актом определен перечень работников, относящихся к декретированной группе работников.Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные Перечни и Порядок вводятся в действие с 1 января 2012 года.Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний” выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний ” предупреждения несчастных случаев на производстве.Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.Согласно пункту 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, Приложению 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 (далее — Инструкция) предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи. Средние медицинские работники и инспекторы осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей (пункт 2 Инструкции). Согласно пункту 4 Инструкции при проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств в том числе решается вопрос о выявлении признаков временной нетрудоспособности водителей.В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ ““О лицензировании отдельных видов деятельности”” (далее — Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра ““Сколково”” (далее — Положение N 291), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра ““Сколково””.В соответствии с Положением N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее — Требования).На основании пункта 7 Требований при проведении медицинских осмотров организуются и выполняются работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)” медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным) медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) ” медицинским осмотрам профилактическим.Таким образом, предварительные и периодические медицинские осмотры, предрейсовый медицинский осмотр являются услугами, осуществляемыми при оказании медицинской помощи при проведении медицинских осмотров, и подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.Актуальная проблема.На правоприменительном уровне также встречаются споры о возможности применения налогоплательщиком, оказывающим медицинские услуги, освобождения от налогообложения налога на добавленную стоимость, установленного пунктом 2 статьи 149 НК РФ, в период отсутствия лицензии на оказание медицинских услуг. Например, данный спор может возникнуть между районной больницей, которой утеряна действующая лицензия на оказание медицинских услуг, но дубликат еще не получен, и налоговым органом.В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Перечень таких медицинских услуг приведен в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.Согласно пункту 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в этой статье услуги не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти услуги, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.В соответствии с Положением N 291 на осуществление медицинской деятельности, которая осуществляется при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, необходимо получение лицензии.Исходя из Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н, больница (в том числе детская) относится к лечебно-профилактическим медицинским организациям.В соответствии с правилами, установленными статьей 17 Закона N 99-ФЗ, в случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такого дубликата.В течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении дубликата лицензии лицензирующий орган оформляет дубликат лицензии на бланке лицензии с пометками ““дубликат”” и ““оригинал лицензии признается недействующим”” и вручает такой дубликат лицензиату или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.Лицензиат также вправе направить заявление о предоставлении дубликата лицензии или копии лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в лицензирующий орган.В случае если в заявлении о предоставлении дубликата лицензии или копии лицензии указывается на необходимость предоставления дубликата лицензии или копии лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет лицензиату дубликат лицензии или копию лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.Исходя из изложенного, освобождение от налогообложения медицинских услуг, оказываемых районными больницами, возможно только при наличии полученной в установленном порядке лицензии.На это указывает и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2007 N А31–1989/2006–16).Однако в некоторых случаях суды признают возможным применять освобождение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и в те налоговые периоды, в которых отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности.В качестве оснований для подобных выводов ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 16.10.2007 N Ф08–6362/2007–2360А привел доводы о социальной значимости оказываемых районной больницей услуг, а также указал на независящие от налогоплательщика причины временного отсутствия лицензии и невозможность приостановить оказание услуг населению.Следует отметить, что к выводам о том, что отсутствие у налогоплательщика лицензии не препятствует применению льготы, предусмотренной положениями статьи 149 НК РФ ввиду невозможности приостановить оказание подлежащих лицензированию услуг в связи с их социальной значимостью, суды приходят и в отношении иных перечисленных в статье 149 НК РФ освобождаемых от налогообложения операций (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.02.2007 N А19–26666/05–43-Ф02–105/07 в отношении оказания аэропортовых услуг).Кроме того, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27.02.2007 N А05–10051/2006–19 разъяснил, что временное отсутствие лицензии при ее переоформлении не препятствует применению освобождения от налогообложения, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.Таким образом, учитывая социальную значимость оказываемых районной больницей медицинских услуг, а также невозможность приостановления оказания данных услуг населению, использование освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, правомерно в период временного отсутствия лицензии по причине ее утраты в случае своевременного обращения в лицензирующий орган за выдачей соответствующего дубликата.Актуальная проблема.Исходя из подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения НДС не распространяется на косметические услуги.При этом неясным остается вопрос о применении указанного освобождения в отношении косметологических услуг (хирургических и терапевтических).Официальная позиция.Исходя из писем Минфина России от 25.11.2011 N 03–07-07/77 и от 11.02.2009 N 03–07-07/07 освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении косметологических услуг (терапевтических и хирургических) не применяется, поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности косметологические услуги относятся к коду 85.14 ““Прочая деятельность по охране здоровья”” без деления косметологических услуг на лечебные и косметические.Косметология делится на терапевтическую и хирургическую.Услуги косметологические относятся к медицинским услугам (врачебным процедурам), выполняются врачом косметологом, в соответствующих косметологических кабинетах, только на основании выданной лицензии.Налогоплательщик оказывает в том числе косметологические услуги с применением физиотерапевтических аппаратов. При этом в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности физиотерапевтические услуги относятся к коду 85.14 ““Прочая деятельность по охране здоровья””.При наличии указанных обстоятельств суд пришел к выводу, что названные услуги НДС не облагаются.Постановлением ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14153–09 Постановление N 09АП-17283/2009-АК по данному делу оставлено без изменения.Подпунктом 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.Подпункт 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 153-ФЗ ““О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”” и предусматривает освобождение от налогообложения НДС услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.При применении данного подпункта субъектами должны соблюдаться определенные условия, на которые указывают суды при рассмотрении споров. Приведем конкретный и наглядный пример из судебной практики арбитражных судов.Пример из судебной практики.Так, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 N А27–18046/2013 было отказано в удовлетворении требований истца об оспаривании решения налогового органа. Суд дал нижеследующее важное толкование положениям подпункта 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ.С правовой точки зрения, налоговая льгота — это всегда специальная норма, которая может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При этом установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.Характерными признаками налоговой льготы являются порядок, Процедура и условия ее применения налогоплательщиком. Для того чтобы налогоплательщик смог воспользоваться налоговой льготой, он должен соблюсти все необходимые для ее применения условия, установленные налоговым законодательством. При этом налогоплательщик вправе самостоятельно воспользоваться налоговой льготой, в том числе без какого-либо разрешения налогового органа. Вместе с тем при возникновении конфликтной ситуации с налоговым органом по поводу применения той или иной налоговой льготы налогоплательщик должен доказать, что при ее использовании им были соблюдены все предусмотренные для этого условия.Право на применение льготы по НДС в отношении реализации услуг по содержанию детей, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ, возникает только у образовательных организаций, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.Актуальная проблема.Следует отметить, что в правоприменительной практике встречались споры по вопросу о правомерности применения льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (до 01.10.2011 — в дошкольных учреждениях), при отсутствии у налогоплательщика лицензии на вед
Судебная практика по Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
/149/
Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17–12540, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияРассматривая в этой части заявленные требования общества, Суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика, придя к выводу о том что оказание услуг в пунктах отстоя судов падает по действие подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи апелляционный суд и арбитражный суд округа, проанализировав положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктами 1.1.3, 2.2.25 «Правил технической эксплуатации морских судов…
Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ17–8722, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияКак следует из судебных актов, основанием для доначисления налога на добавленную стоимость послужил вывод Налогового органа о неправомерном применении обществом льготы, предусмотренной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договоры, книги продаж (в том числе с учетом исправлений), счета-фактуры акты выполненных работ, руководствуясь положениями статей 146,149, 169, 170, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемых решений, поскольку обществом не выполнены условия для применения льготы, предусмотренной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации…
Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17–14829, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияПри этом судом установлено, что фактически обществом приобретался у контрагентов и впоследствии отгружался на экспорт лом цветных металлов операции, по реализации которого в силу подпункта 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Поскольку для целей обложения НДС местом реализации экспортируемых товаров признается территория Российской Федерации, то приведенный в статье149 Налогового кодекса перечень операций, не облагаемых указанным налогом, охватывает и экспортные операции с соответствующими товарами…