Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

НК РФ Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (действующая редакция) 1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном настоящим Кодексом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса 2) расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны 2.1) расходы по стандартизации с учетом положений пункта 5 настоящей статьи 3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные Услуги) 4) суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы 5) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации 6) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты) 7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции 8) расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала 9) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений статьи 267 настоящего Кодекса) 10) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в Лизинг) имущество (в том числе земельные участки). В случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости 10.1) плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата) 11) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации 12) расходы на командировки, в частности на:проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами) суточные или полевое довольствие оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы 12.1) расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами 13) расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов 14) расходы на юридические и информационные услуги 15) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги 16) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке 17) расходы на аудиторские услуги 18) расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями 19) расходы на услуги по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг) 20) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) 21) расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию 22) представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи 23) расходы на обучение и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи 24) расходы на канцелярские товары 25) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть “Интернет” и иные аналогичные системы) 26) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 настоящего Кодекса 27) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) 28) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи 29) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей 30) взносы, уплачиваемые международным организациям и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком — плательщиком таких взносов указанной деятельности 31) расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем 32) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам 33) отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации 34) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов 35) расходы, связанные с внедрением технологий производства, а также методов организации производства и управления 36) расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями 37) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) 38) расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.Целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов признаются:улучшение условий и охраны труда инвалидов создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников) обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов изготовление и ремонт протезных изделий приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников) санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов защита прав и законных интересов инвалидов мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия) обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов) приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание.При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера 39) расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 настоящего пункта.Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства.Расходы, указанные в подпункте 38 настоящего пункта и настоящем подпункте, не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых 39.1) расходы налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций 39.2) расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.1 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов, предусмотренных подпунктом 38 настоящего пункта, которые осуществлены налогоплательщиком — общественной организацией инвалидов, а также налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов 39.3) расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.2 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки 40) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости 41) расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации 42) расходы налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах 43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания 44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 30 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:для периодических печатных изданий — в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания для книг и иных непериодических печатных изданий — в пределах 24 месяцев после выхода их в свет для календарей (независимо от их вида) — до 1 апреля года, к которому они относятся 45) взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации 46) отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий, а также отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи 47) потери от брака 48) расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 настоящего Кодекса 48.1) расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” 48.2) платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”. Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”. При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 части второй статьи 255 настоящего Кодекса, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда 48.3) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах 48.4) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса 48.5) расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке переходит право пользования участком недр, в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения, в сумме фактических затрат налогоплательщика 48.6) суммы вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, гарантийных взносов Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ “О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений” 48.7) расходы, связанные с предоставлением имущества (работ, услуг) безвозмездно органам государственной власти или органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации 48.8) расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия 48.9) средства, перечисленные в бюджет субъекта Российской Федерации на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике 48.10) расходы унитарной некоммерческой организации, созданной в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии со статьей 7.7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802–1 “О статусе столицы Российской Федерации”, на приобретение (создание) объектов недвижимого имущества в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, за исключением расходов, произведенных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения на дату передачи принадлежащих указанной организации на праве собственности объектов недвижимого имущества городу Москве в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве 48.11) применялся по 31 декабря 2020 года. — Федеральный Закон от 26.03.2020 N 68-ФЗ 48.12) расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования 49) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.2. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.3. Расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:1) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам осуществляется на основании договора с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, имеющими право на ведение образовательной деятельности, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работника налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации 2) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовые договоры, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой Договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года, независимую оценку квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за указанное обучение соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.К расходам на обучение также относятся расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” с образовательными организациями, в частности расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Такие расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.Не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц, предусмотренными настоящим пунктом, расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.4. К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.5. Расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Комментарии к Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

264/ Внимание!В правоприменительной практике имеют место ситуации, когда хозяйствующие субъекты, имеющие в своем составе обособленные подразделения, осуществляющие функции охраны материальных ценностей и работников хозяйствующего субъекта, обращаются к органам вневедомственной охраны, для оказания услуг по охране последними.В данной ситуации представляется следующие: касательно возможности учета расходов для целей налогообложения прибыли расходов на услуги вневедомственной охраны, при наличии в организации службы безопасности, финансовое ведомство не высказало своей позиции. Однако, как указано в письме Минфина России от 08.10.2003 N 04–02-05/3/78, включение в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, услуг специалистов возможно при удовлетворении указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ, а также в случае, если функции, выполняемые наемным специалистом, не дублируют обязанности, соответствующие должности специалиста данной организации.Представляется наиболее вероятным, что налоговые органы на местах будут исходить именно из этой позиции.В судебной практике имеется позиция, исходя из которой следует, что расходы на оплату услуг вневедомственной охраны учитываются для целей налогообложения прибыли, так как дублирования функций, выполняемых сотрудниками ЧОП, имеющими лицензию на право применения оружия и спецсредств, с сотрудниками организации не происходит, если должностные инструкции сотрудников не устанавливают в качестве обязанностей сотрудников осуществление вооруженной охраны и обеспечение правопорядка.Данная позиция находит свое выражение в судебной практике.Суть дела.По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа. Кроме того, организации предложено уплатить суммы налога на прибыль, пени, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.В оспариваемом решении налоговый орган указывает на то, что заявитель в нарушение статьи 252 НК РФ в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения, включил расходы по договору со сторонней организацией на организацию службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке, фактически осуществляя данные функции самостоятельно, тем самым дублируя расходы.Позиция суда.Организация является компанией, управляющей рынком, в функции которой в соответствии с договорами входит организация работы рынка и связанные с его деятельностью процессы, обеспечение необходимых условий нормального функционирования рынка и автостоянок.Организация для организации службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке был заключен договор со сторонней организацией, в соответствии с которым последняя осуществляет следующие функции:- ежедневный оперативный контроль в дни и часы работы вещевого рынка и ярмарки за соблюдением арендаторами торговых мест, условий договоров, заключенных с заявителем и требований законодательства — контроль за соблюдением предпринимателями, торгующими на территории вещевого рынка и ярмарки, и посетителями правил торговли — информирование предпринимателей о требованиях заказчика, касающихся функционирования рынка и ярмарки — контроль за выполнением предпринимателями распоряжений заявителя (в т.ч. отсутствие товаров, запрещенных к реализации на рынках) — контроль за размещением торговых мест и мест хранения товара, согласно утвержденным схемам — проверка документов на право осуществления торговли (договор аренды, медицинская книжка для продавцов — приказ о приеме на работу и т.п.) — контроль за соблюдением предпринимателями и посетителями рынка и ярмарки правил техники безопасности, санитарных и противопожарных правил, экологических требований — контроль за наличием разметки торговых мест на территории вещевого рынка и ярмарки, техническим состоянием торговых мест и т.д.Ссылка налогового органа на то, что функции по организации службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и яр ” сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым договор расторгается с момента подписания дополнительного соглашения.Таким образом, спорные лизинговые платежи уплачивались организацией в соответствии с договором лизинга, являются документально подтвержденными и экономически оправданными, в связи с чем судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о правомерности отнесения организацией этих платежей на расходы, уменьшающие базу, облагаемую налогом на прибыль.Внимание!Имеют место ситуации, когда банки открывают обособленные подразделения, при этом заключаются договоры с охранными организациями, в соответствии с которыми осуществляется охрана обособленных подразделений на этапе их организации, то есть в период, когда они еще не осуществляют свою деятельность. В данных ситуациях могут возникнуть споры с налоговыми органами касательно возможности учета для целей налогообложения прибыли расходов, понесенных на охрану обособленных подразделений.Необходимо иметь в виду, что в письме Минфина России от 24.04.2006 N 03–03-04/2/118 высказана позиция, в соответствии с которой при аренде здания перечень расходов, учитываемых арендатором в составе арендной платы, регулируется условиями договора аренды, а арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.Таким образом, если договором аренды предусматриваются также услуги по охране обособленного подразделения в арендуемом помещении, то они учитываются для целей налогообложения прибыли.В письме от 15.02.2007 N 03–03-06/2/26 Минфин России отметил, что банки могут учесть для целей налогообложения расходы, понесенные на организацию обособленных структурных подразделений, независимо от даты их официального открытия и фактического начала ведения деятельности.В судебной практике позиции судов по данному вопросу разнятся.Одни суды считают, что расходы на охрану обособленных подразделений банка в течение периода их организации не уменьшают налогооблагаемую прибыль.Данная позиция отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.1998 N Ф04/985–232/А27–98.Другие суды считают, что банк может учесть расходы на охрану обособленного подразделения, имевшую место на этапе его организации.Суть дела.В отношении банка налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте, копия которого приобщена к материалам дела при рассмотрении апелляционной жалобы.При проведении проверки налоговым органом был установлен ряд нарушений, повлекших неуплату (неполную уплату) налогов на прибыль, на имущество, на доходы физических лиц, единого социального налога.По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных банком возражений налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.Согласно указанному решению банк привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате (неполной уплате) налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.Решением налогового органа банку предложено уплатить в срок, установленный в требовании, налоговые санкции, Налог на прибыль, а также пени за несвоевременную уплату налога на прибыль.На суммы налогов, пени и налоговых санкций в адрес банка выставлены требования.Кроме того, налоговым органом, не привлеченным к участию в настоящем деле в качестве второго ответчика, в адрес банка выставлены требования, содержащие сумму недоимки по налогу на прибыль, а также пени по указанным налогам.Не согласившись с указанными решением (в части выводов по налогу на прибыль и налогу на имущество) и требованиями, заявитель в порядке статей 137, 138 НК РФ обжаловал их в арбитражный суд.Позиция суда.Как установлено проверкой, банком в проверяемом периоде для целей налогообложения прибыли учтены расходы по оплате услуг по охране объектов, оказанных подразделениями вневедомственной охраны на основании договоров.По мнению ответчика, банком нарушены положения пункта 17 статьи 270 НК РФ. Сумма таких расходов, учтенных при налогообложении прибыли, привела к неуплате налога на прибыль.При принятии решения по данному эпизоду и определении размера недоимки налоговым органом были частично учтены возражения банка и разъяснения, содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03, доведенные до сведения налоговых органов письмом Минфина России от 04.07.2005 г. N 03–03‑2/7, согласно которым средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 НК РФ, и, соответственно, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.Налоговый орган полагает, что согласно пункту 17 статьи 270 НК РФ налогоплательщики налога на прибыль не учитывают для целей налогообложения по данному налогу расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны.Сам факт наличия договорных отношений по охране объектов с подразделениями вневедомственной охраны, необходимость в подобных услугах в целях осуществления Банком деятельности, направленной на получение дохода, реальность понесенных расходов и их размер, фактически учтенный при налогообложении прибыли, не оспариваются налоговым органом.В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на оплату услуг по охране имущества относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, а пункт 17 статьи 270 НК РФ не регулирует спорные правоотношения.Позиция налогового органа основана на неправильном применении подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ и распространением судебной практики, сложившейся по спорам с участием подразделений вневедомственной охраны и налоговых органов относительно квалификации поступающих таким организациям средств за оказание услуг по охране имущества в рамках реализации их обязанностей, предусмотренных Законом РФ ““О милиции””, на правоотношения, связанные с налогообложением прибыли и формированием затрат налогоплательщиками-организациями, потребителями услуг вневедомственной охраны.В обоснование законности принятого решения ответчик как в суде первой инстанции, так и при рассмотрении апелляционной жалобы ссылался на Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03, в котором указано, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле статьи 40 НК РФ.Вместе с тем налоговым органом не учитывается, что в Постановлении ВАС N 5953/03 дано определение экономической сущности поступающих средств именно для их получателя — подразделений вневедомственной охраны, а не для их контрагентов, т.е. потребителей таких услуг.Положениями статьи 9 Закона РФ ““О милиции”” и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, утвердившего Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, предусмотрено оказание собственникам имущества платных услуг по договорным ценам в рамках гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Вопросы дальнейшего использования средств, перечисленных при расчетах с подразделениями вневедомственной охраны, для лиц, оплативших такие услуги, не имеют значения, поскольку они не определяют цели их использования. Целевое назначение данные средства приобретают в силу обязательных норм законодательства, регулирующего финансирование подразделений органов внутренних дел, и только после их фактического получения подразделениями вневедомственной охраны, на стадии дальнейшего распределения.В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой. Особенности определения доходов банков установлены также статьей 290 НК РФ.Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).То обстоятельство, что спорные расходы являются документально подтвержденными и экономически оправданными Инспекцией не оспаривается.Таким образом, в действиях Банка отсутствует факт занижения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, связанных с расчетами за оказание услуг по охране имущества подразделениями вневедомственной охраны, что исключает доначисление налога, пеней и применение налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.Позиция ответчика, содержащаяся в апелляционной жалобе, аналогична доводам, приводимым ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, и правомерно отклоненным судом.(По материалам Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56–4088/2006.)Внимание!В правоприменительной практике встречаются ситуации, когда, организация, арендующая под офис помещение, находящееся в жилом фонде, имеет необходимость обеспечить данное помещение средствами связи, в частности телефоном.Из анализа судебной практики следует, что расходы, понесенные на оборудование телефонной связью офиса, арендуемого в жилом помещении, не выведенном из жилого фонда, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.Суть дела.Налоговый орган провел выездную проверку соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах.В ходе проверки налоговый орган выявил ряд нарушений, в том числе неуплату организацией налога на прибыль.Налоговый орган сделал вывод о том, что организация неправомерно отнесла на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, расходы на оплату услуг связи и охранных услуг, а также электромонтажных работ, связанных с обслуживанием квартир, не переведенных в нежилой фонд.По результатам проверки налоговый орган составил акт и принял решение о доначислении организации налога на прибыль, пеней за несвоевременную уплату налогов, а также о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания налоговых санкций за неуплату налога на прибыль.Организация не согласилась с решением налогового органа и оспорила его в арбитражный суд.Позиция суда.Организация включила в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходы на оплату услуг связи (телефонных переговоров, произведенных с номеров, установленных в квартирах), расходы на приобретение электрооборудования и установку его по указанному адресу, а также расходы по оплате охранных услуг. Налоговый орган считает, что эти расходы не связаны с производством, поскольку указанные квартиры не переведены в нежилой фонд.Согласно пунктам 1 — 3 статьи 2 действовавшего в 2001 году Закона Российской Федерации ““О налоге на прибыль предприятий и организаций”” объектом обложения этим налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными данной статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), приведен в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.В соответствии с подпунктом ““и”” пункта 2 названного Положения в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.” оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и других.С 01.01.2002 налог на прибыль исчисляется по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).Как следует из статьи 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя в том числе и расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:1) материальные расходы 2) расходы на оплату труда 3) суммы начисленной амортизации “4) прочие расходы.К числу прочих расходов, связанных с производством и реализацией, перечисленных в статье 264 НК РФ, отнесены расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ).Квартиры принадлежат организации на праве собственности и используются им в качестве офисных помещений, что не оспаривается налоговым органом.В подтверждение правомерности отнесения на затраты расходов по приобретению и установке электрооборудования организация представила договор, заключенный со сторонней организацией, из которого следует, что в указанных помещениях, используемых как офисных, необходима установка данного оборудования. В приложениях к данному договору в разделе ““наименование потребителя”” указано ““офис””. Кроме того, организация представила акт, согласно которому электроустановка введена в эксплуатацию. Заявитель также представил документы, подтверждающие, что электроустановка прошла сертификационные испытания и имеет допуск к эксплуатации. Таким образом, организация подтвердила производственный характер указанных затрат.Фактическое осуществление расходов по приобретению и установке электрооборудования подтверждается представленными налогоплательщиком счетами-фактурами и платежными документами.Организация подтвердила производственное назначение расходов на оплату услуг связи (телефонных переговоров).Из материалов дела видно, что телефонные переговоры производились с номеров, установленных в квартирах, которые используются как офисные. Производственный характер расходов на оплату телефонных переговоров подтверждается представленными заявителем договорами, заключенными организацией со сторонней организацией, приказами руководителя организации.Фактическое осуществление названных расходов подтверждается представленными налогоплательщиком счетами-фактурами и платежными документами.В подтверждение производственного характера расходов на оплату охранных услуг организация представила договор на оказание охранных услуг, заключенный с охранной организацией, акты сдачи-приемки услуг, согласно которым последнее консультировало заявителя и предоставило ему рекомендации по вопросам охраны помещений, используемых под офис.На основании оценки представленных документов суды сделали вывод о том, что оказанные организации услуги носят производственный характер. Факт оплаты организацией этих услуг налоговым органом также не оспаривается.Возможность отнесения налогоплательщиком затрат на расходы, связанные с производством и реализацией и уменьшающие налогооблагаемую прибыль, НК РФ не ставится в зависимость от режима занимаемого налогоплательщиком помещения. Поэтому несостоятельным является довод налогового органа о том, что расходы организации, связанные с обслуживанием квартир, используемых как офисные, не носят производственного характера, поскольку указанные помещения не переведены в установленном порядке в нежилой фонд.Таким образом, организация обоснованно уменьшала налогооблагаемую прибыль на суммы расходов на оплату услуг связи и охранных услуг, а также на приобретение и установку электрооборудования, в связи с чем доначисление ему налога на прибыль начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ является неправомерным.(По материалам Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2005 N А56–50544/04.)Внимание!Зачастую у хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности, направленной на извлечение дохода, автотранспорт, возникают проблемы с налоговыми органами при неоказании в путевом листе точного маршрута следования транспортного средства.По вопросу правомерности учета расходов на ГСМ в случае неуказания в путевом листе точного маршрута следования у официальных органов и судов не имеется единой позиции, кроме того, в судебной практике позиции судов относительно правомерности учета расходов на ГСМ при неуказании точного маршрута следования также разнятся.Рассмотрим позиции, которые имеют место у судов и официальных органов по вышеназванному вопросу.Позиция официальных органов состоит в том, что неуказание в путевом листе маршрута следования лишает налогоплательщика права на учет расходов на ГСМ в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.Данная позиция находит свое отражение в письме Минфина России от 20.02.2006 N 03–03-04/1/129, в котором финансовое ведомство указало, что целью составления путевого листа в том числе является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.Налоговые органы придерживаются аналогичной позиции, изложенной в письме Управления ФНС РФ по г. Москве от 14.11.2006 N 20–12/100253 ““О самостоятельно разработанной форме путевого листа””. В соответствии с данной позицией, самостоятельно разработанная форма путевого листа в обязательном порядке должна содержать также информацию о месте следования автомобиля. Такие данные позволяют судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Согласно названному письму Минфина России путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.Данную позицию также поддерживают некоторые суды.Суть дела.Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и полноты перечисления в бюджет налогов.По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки составлен акт и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, который частично удовлетворил жалобу налогоплательщика.Организация, не согласившись с решением налогового органа, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта частично недействительным.Позиция суда.Как следует из материалов дела, в спорных периодах организация в соответствии со статьей 246 НК РФ являлось налогоплательщиком налога на прибыль.Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.В пункте 1 статьи 252 установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с положениями главы 25 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.Согласно статье 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ ““О бухгалтерском учете”” формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются при принятии организацией учетной политики.В силу статьи 9 Федерального закона ““О бухгалтерском учете”” все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами” ” они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10963/06, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность произведенных расходов первичной документацией лежит на налогоплательщике.Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки установлено неправомерное отражение организацией в составе расходов по налогу на прибыль произведенных затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на горюче-смазочные материалы, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 ““Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте””. Форма N 3 ““Путевой лист легкового автомобиля””, утвержденная указанным Постановлением, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.Представленные налогоплательщиком в материалы дела путевые листы не содержат ссылок на товарно-транспортный документ, путь следования по объектам с подписью ответственных лиц” из записей не ясно, для какого вида деятельности использовался транспорт. В материалы дела налоговым органом представлены путевые листы, исследованные в ходе проверки, которые были представлены организацией по требованию, в которых оборотная сторона путевого листа вообще не заполнена.Из системного толкования приведенных выше норм права судами сделан обоснованный вывод, что целью составления путевого листа является в том числе подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.Таким образом, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.При таких обстоятельствах вывод о законности и обоснованности решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль и соответствующих сумм пени по данному эпизоду является обоснованным.(По материалам Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А33–10451/2009.)Некоторые суды считают, что расходы на ГСМ, подтвержденные путевыми листами, в которых не указан маршрут следования транспортного средства, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.Суть дела.Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации, по результатам которой составлен акт и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Считая решение налогового органа незаконным в оспариваемой части, организация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.Позиция суда.В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного: воздушного и иных видов транспорта) ” расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.Правомерность принятия организацией к учету для целей налогообложения прибыли расходов на горюче-смазочные материалы установлена судом на основании путевых листов, расчетно-кассовой документации, приказов руководителя организации о нормах расхода ГСМ и налоговых регистров, составленных на основании первичных документов.Ссылка налогового органа на отсутствие в путевых листах сведений о конкретных маршрутах следования автомобиля и пунктах назначения не опровергает указанный вывод суда, поскольку указание пути следования автомобиля, а также адреса в маршруте в путевом листе в силу закона не является обязательным реквизитом путевого листа при том, что претензий к оформлению иных документов налоговый орган не предъявляет.Ссылка инспекции на письмо Минфина России от 20.02.06 N 03–03-04/1/129 и обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку указанное письмо не носит нормативный характер и не может предусматривать дополнительные обязанности для субъектов хозяйственных отношений, которые не предусмотрены действующим законодательством.(По материалам Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2010 N КА-А41/9668-

Судебная практика по Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

/264/

Решение Верховного суда: Определение N 18-АПГ17–7, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляцияНа основании пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся расходы налогоплательщика на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями…

Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17–5515, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияПризнавая неправомерным отнесение заявителем затрат на консультационные услуги нотариуса к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, суды сослались на несоблюдение условия предусмотренного подпунктом 16 пункта 1 статьи 264НК РФ, в соответствии с которым расходы налогоплательщика в виде платы нотариусу за нотариальное оформление принимаются в пределах утвержденных тарифов…

Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16–10138, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияСледовательно, на момент вынесения инспекцией решения (31.12.2014) у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленного НДПИ и, соответственно, отсутствовал расход в виде начисленного налога, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 264НК РФ, в размере, указанном в решении инспекции…

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector