Статья 346.16 НК РФ. Порядок определения расходов (действующая редакция) 1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи) 2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи) 2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора 2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации 2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса 3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных) 4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в Лизинг) имущество 5) материальные расходы 6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации 7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации 8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса 9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса 10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на Услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности 11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле 12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации 13) расходы на командировки, в частности на:проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами) суточные или полевое довольствие оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы 14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке 15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги 16) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) 17) расходы на канцелярские товары 18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи 19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных 20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания 21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов 22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса 23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров 23.1) расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям 24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения 25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию 26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров 27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы 28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах 29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков) 30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности 31) Судебные расходы и арбитражные сборы 32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) 32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях” 33) расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса 34) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный Закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ 35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники 36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов 37) сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.Абзацы второй — третий утратили силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017) 38) обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ “О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации” 39) расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции 40) расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации 41) расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 — 21, 38 пункта 1 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, — с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию 2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения — с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет 3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и третьего календарного года — 20 процентов стоимости в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 настоящего Кодекса.Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса.В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.4. В целях настоящей главы в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 настоящего Кодекса.
Комментарии к Статья 346.16. Порядок определения расходов
346.16/ В пункте 1 комментируемой статьи установлены расходы, на которые налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую базу при применении УСН.Необходимо обратить внимание, что перечень расходов, установленный комментируемой статьей, является закрытым.Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.Актуальная проблема.На практике указанный перечень пытаются трактовать расширительно, желая отнести те или иные затраты в перечень расходов по упрощенной системе налогообложения. Так, например, расходы на информационные услуги не включены в перечень, установленный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, в связи с чем они не уменьшают налоговую базу при применении УСН, что подтверждается позицией официальных органов.Официальная позиция.В письме Минфина России от 16.04.2014 N 03–07-11/17285 разъясняется, что касаемо учета стоимости информационных услуг в расходах при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по этому налогу, установлен пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Данный перечень расходов является закрытым.Учитывая, что расходы на информационные услуги в вышеуказанный перечень расходов не включены, такие расходы не могут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.Судебная практика.В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 N 17АП-547/2013-АК поясняется, что одним из условий для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначные выводы о том, что расходы фактически произведены и сумма произведенных затрат подтверждает факт совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ налоговая база подлежит уменьшению на следующие расходы:во-первых, расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств во-вторых, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 комментируемой статьи).На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.В силу абзаца 3 пункта 2 указанной статьи к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.Важно!Налогоплательщик, применяющий УСН, обязан произвести перерасчет налога, уплаченного в связи с применением упрощенной системы налогообложения, если он передает основное средство по договору дарения до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение.Официальная позиция.В письме Минфина России от 14.04.2014 N 03–11-06/2/16837 разъясняется, что налогоплательщик, передавший по договору дарения основное средство (нежилое здание) до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение в соответствии с главой 26.2 НК РФ, должен произвести перерасчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за все отчетные (налоговые) периоды ее применения, в которых были учтены расходы на приобретение объекта основных средств по правилам главы 26.2 НК РФ, для чего из состава расходов следует исключить расходы на приобретение основных средств. При этом возможно учесть суммы амортизации, начисленные в отношении данного основного средства в соответствии с положениями главы 25 НК РФ за эти периоды.Актуальная проблема.Возможны случаи, когда налогоплательщик, применяющий УСН, понес расходы на подготовку необходимой документации в целях получения разрешения на строительство, но впоследствии отказался от проведения строительства без указания срока. В рассматриваемой ситуации такой налогоплательщик не имеет права уменьшить налоговую базу по УСН на указанные расходы.Официальная позиция.+Читать далее…В письме Минфина России от 17.02.2014 N 03–11-06/2/6268 рассмотрен вопрос об учете налогоплательщиками, применяющими УСН, расходов в виде платы за технологическое присоединение реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается, к действующим электрическим сетям.Минфин России по данному вопросу дал следующее разъяснение.Расходы в виде платы за технологическое присоединение реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается, к действующим электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением указанных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования. В связи с этим данные расходы не могут быть учтены в составе расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.Следует также отметить, что в перечне расходов, установленном пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, указанные расходы не выделены. Поэтому применяющие упрощенную систему налогообложения налогоплательщики учитывать вышеназванные расходы при определении налоговой базы по налогу не вправе.Важно!Расходы индивидуального предпринимателя и организации, применяющих УСН на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ, должны отражаться с момента ввода в эксплуатацию основных средств.Судебная практика.В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2013 N А01–87/2012 разъясняется, что расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ, должны отражаться с момента ввода в эксплуатацию после фактической оплаты на последнее число отчетного (налогового) периода.Официальная позиция.Минфином России был рассмотрен вопрос об учете лизингополучателем, применяющим УСН, лизинговых платежей за пользование оборудованием и выкупной цены предмета лизинга.Департамент Минфина России дал следующие разъяснения: в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Расходы организации-лизингополучателя, применяющей упрощенную систему налогообложения, в виде лизинговых платежей за пользование оборудованием, полученным от лизингодателя по договору лизинга, учитываются при определении налоговой базы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.Стоимость предмета лизинга, приобретенного лизингополучателем в собственность по окончании срока действия договора лизинга на основании договора купли-продажи (выкупная цена предмета лизинга), учитывается в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ для учета расходов на приобретение основных средств.На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ налогоплательщик уменьшает налоговую базу на расходы по приобретению нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 комментируемой статьи).Согласно пункту 3 статьи 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, Договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).Официальная позиция.В письме Минфина России от 09.12.2013 N 03–11-06/2/53557 рассмотрен вопрос о перерасчете налоговых обязательств на сумму расходов по приобретению основных средств, нематериальных активов и уплате госпошлины, ранее учтенных при применении УСН, при переходе с УСН на уплату ЕНВД.Минфин России по данному вопросу указал, что при переходе с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, в том числе на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, перерасчет налоговых обязательств на сумму указанных расходов, учтенных при применении упрощенной системы налогообложения, не осуществляется.Согласно подпункту 2.1 пункта 1 комментируемой статьи на расходы по приобретению исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора также уменьшается налоговая база при применении УСН.На основании пункта 1 статьи 1229 ГК РФ Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если нормами ГК РФ не предусмотрено иное.В пункте 1 статьи 1235 ГК РФ установлено, что по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.Важно!Расходы на приобретение за фиксированную плату у правообладателя авторских прав на аудиовизуальные произведения на основании лицензионного договора не уменьшают налоговую базу по УСН на основании комментируемого подпункта пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.Официальная позиция.В письме Минфина России от 27.06.2013 N 03–11-06/2/24426 указывается, что аудиовизуальные произведения признаются результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью). При этом расходы, связанные с приобретением за фиксированную плату у правообладателя авторских прав на аудиовизуальные произведения на основании лицензионного договора, подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ не предусмотрены.Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в виде стоимости приобретенных для перепродажи прав на аудиовизуальные произведения на основании лицензии не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением указанной системы налогообложения.Официальная позиция.В письме Минфина РФ от 16.12.2011 N 03–11-11/317 также разъясняется, что если налогоплательщику принадлежат исключительные права на созданный сторонней организацией сайт, необходимый для создания интернет-магазина, и указанные права подтверждены документально, то расходы на создание данного программного комплекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, могут быть отнесены к расходам на приобретение исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, предусмотренным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.Несмотря на то, что данные разъяснения были даны в 2011 году, они остаются актуальными и на сегодняшний день, так как правовое регулирование рассматриваемой в письме ситуации не изменилось, с указанного года поправки и изменения в комментируемый подпункт НК РФ не вносились.В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по патентованию и (или) оплате правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации.Порядок патентования результатов интеллектуальной деятельности установлен параграфом пятым главы 72 ГК РФ.На основании пункта 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:1) произведения науки, литературы и искусства 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) 3) базы данных 4) исполнения 5) фонограммы 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) 7) изобретения 8) полезные модели 9) промышленные образцы 10) селекционные достижения 11) топологии интегральных микросхем 12) секреты производства (ноу-хау) 13) фирменные наименования 14) товарные знаки и знаки обслуживания 15) наименования мест происхождения товаров “16) коммерческие обозначения.В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 1 комментируемой статьи при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 262 НК РФ.В пункте 1 статьи 262 НК РФ установлено, что расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ доходы при применении УСН подлежат уменьшению на расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).На основании пункта 16 письма Госкомстата РФ от 09.04.2001 N МС‑1–23/1480 ““О применении форм федерального государственного статистического наблюдения N 11 и 11 (краткая)”” под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии.При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, Срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.).Официальная позиция.В письме Минфина России от 06.09.2012 N 03–11-11/272 разъясняется, что если расходы на ремонт помещения (в случае использования данного помещения в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода) обоснованны и документально подтверждены, а также оплачены, то независимо от факта получения дохода в налоговом периоде налогоплательщик вправе учесть указанные расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.Важно!Обращаем внимание, что аванс, выплаченный в связи с проведением ремонта основных средств, в том числе арендованных, не учитывается в составе расходов при применении УСН.Судебная практика.В Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.12.2013 N А57–4079/2013 разъясняется, что аванс не является самостоятельным видом расходов, поскольку аванс является оплатой заказанных работ, произведенной до подписания акта сдачи-приемки работ.На основании подпункта 4 пункта 1 комментируемой статьи при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на такие расходы, как арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.На основании пункта 2 статьи 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно” 2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов 3) предоставления арендатором определенных услуг 4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду “5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.В пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ ““О финансовой аренде (лизинге)”” (далее — Закон N 164-ФЗ) под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.Важно!Обязательным условием учета для целей налогообложения расходов в виде арендных платежей за арендуемое недвижимое имущество по договору аренды, стороной которого является юридическое лицо, является действующий договор аренды, прошедший в установленных случаях государственную регистрацию, а также документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на материальные расходы.Перечень материальных расходов установлен пунктом 1 статьи 254 НК РФ. На практике часто у налогоплательщиков, применяющих УСН, возникает вопрос о правомерности относить к материальным расходам те или иные затраты, поэтому на сегодняшний день имеется достаточно большое количество разъяснений Минфина России по отдельным видам расходов налогоплательщиков в целях отнесения их к материальным расходам на основании подпункта 5 пункта 1 комментируемой статьи НК РФ.Официальная позиция.В письме Минфина России от 17.03.2014 N 03–11-06/2/11342 рассмотрен вопрос об учете расходов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность в сфере распространения наружной рекламы.Минфин России по данному вопросу дал следующее разъяснение.Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы, при определении налоговой базы по налогу вправе учитывать в составе материальных расходов затраты на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с договорами на размещение таких конструкций, заключенными с собственниками земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном доме.Официальная позиция.В письме Минфина России от 24.02.2014 N 03–11-11/7618 указывается, что расходы организации, осуществляющей производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029‑2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст), по оплате услуг организаций, осуществляющих периодические медицинские осмотры работников, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.Официальная позиция.Также Минфин России рассмотрел вопрос об учете управляющей организацией, применяющей УСН, средств, полученных от собственников жилья на содержание общего имущества многоквартирного дома. В своем письме от 10.02.2014 N 03–11-06/2/5152 на этот счет он дал следующие разъяснения.Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет коммерческой организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.В том случае если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).Важно!Расходы, связанные с проверкой оборудования, относятся к материальным затратам и включаются в состав расходов, уменьшающих доходы, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.Данной позиции придерживаются официальные органы. (См., например, письмо Минфина России от 31.01.2014 N 03–11-06/2/3799.)Официальная позиция.Минфином России также был рассмотрен вопрос о том, как организации определить налоговую базу по налогу, уплачиваемому при применении УСН, если оплата коммунальных услуг, полученная по договору управления многоквартирным жилым домом, не учитывается для целей налогообложения, а услуги по расчету и взиманию оплаты коммунальных услуг она оказывает безвозмездно.В письме Минфина России от 30.10.2013 N 03–11-06/2/46214 разъяснено, что в случае если Предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с частью 1 статьи 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.В части 2 статьи 255 Налогового кодекса РФ закреплен перечень расходов на оплату труда. Обращаем внимание, что данный перечень является открытым.Согласно части 1 статьи 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются следующими законами:- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ ““Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”” (далее — Закон N 125-ФЗ)” “- Законом РФ от 15.05.1991 N 1244–1 ““О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”” (далее — Закон N 1244–1)” “- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ ““Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”” (далее — Закон N 255-ФЗ)” “- Федеральным законом от 10.01.2002 N 2‑ФЗ ““О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”” (далее — Закон N 2‑ФЗ).Важно!При определении объекта налогообложения индивидуаль” — обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.Официальная позиция.В письме Минфина России от 03.04.2014 N 03–11-11/14821 раз — производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции — выполнение проектных, изыскательских работ — испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность — осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции — монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты — ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств — строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны — другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.Что касается охранной деятельности, то 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 данной части 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части “7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Официальная позиция.В письме Минфина РФ от 19.10.2010 N 03–11-06/2/157 указывается, что расходы по оплате услуг индивидуального предпринимателя по охране объектов организации учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.Важно!Расходы по оплате счетов арендодателя за противопожарную обработку ковров организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, могут быть учтены последней в составе расходов на обеспечение противопожарной безопасности на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ доходы при применении УСН подлежат уменьшению налогоплательщиками на суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.В рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться нормами ТК ТС и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ ““О таможенном регулировании в Российской Федерации””.Так в силу части 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся:1) ввозная таможенная пошлина” 2) вывозная таможенная пошлина 3) Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза 5) таможенные сборы.В статье 114 Закона N 311-ФЗ установлено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — членов Таможенного союза и данным Законом.Важно!Сумма вывозной таможенной пошлины не может уменьшать налоговую базу по УСН на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, что следует из буквального толкования комментируемого подпункта статьи 346.16 НК РФ.Судебная практика.В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 24.04.2013 N Ф03–1269/2013 разъясняется, что у предпринимателя отсутствует возможность уменьшения доходов на суммы вывозных таможенных пошлин, поскольку они не относятся к расходам по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходам, связанным с приобретением и реализацией, в том числе к расходам по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.На основании подпункта 12 пункта 1 комментируемой статьи расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, также уменьшают доходы налогоплательщика, применяющего УСН.Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.Официальная позиция.В письме Минфина России от 26.02.2013 N 03–11-11/82 разъясняется, что указанные в Постановлении нормы применяются для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов при применении упрощенной си
Судебная практика по Статья 346.16. Порядок определения расходов
/346.16/
Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ17–3988, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияОтказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались положениями статей 221, 237, 252, 346.14,346.16, 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, приняли во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», и исходили из того…
Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ17–8359, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияприменяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подлежит исчислению на основании статьи 346.15 Налогового кодекса с учетом положений статьи 346.16 Налогового кодекса. В обоснование своих доводов предприниматель ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации…
Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ16–20851, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияэтом предприниматель ссылался, в частности на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов, предусмотренных статьей346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый Кодекс). Рассматривая настоящий спор, суды установили…