Статья 392 НК РФ. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности (действующая редакция) 1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. 2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. 3. Утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный Закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
Комментарии к Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
392/ “В пункте 1 статьи 392 НК РФ установлено, что если земельный участок, являющийся объектом налогообложения земельным налогом, находится в общей долевой собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющегося собственником такого земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.Нормами гражданского законодательства определено, что если доли каждого участника долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, то доли считаются равными.Также статьей 249 ГК РФ установлена обязанность каждого из участников долевой собственности нести бремя содержания такого имущества, в частности, уплачивать налоги.Судебная практика.В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 ““О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания”” установлено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Важно!На практике возникает вопрос: взимается ли земельный Налог в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома? Если да, то кто признается налогоплательщиком земельного налога в данном случае?Ответ на данный вопрос содержится в официальных разъяснениях Минфина России.Судебная практика.В Определении Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 18-КГ12–83 содержится позиция, аналогичная позиции официальных органов.Так, в данном Определении разъяснено, что земельный участок, на котором возведено строение, находится во владении и пользовании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.Аналогичная позиция получила выражение в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.10.2012 N А14–4264/2012.Также в судебной практике встречаются случаи, когда встает вопрос, кто является налогоплательщиком по земельному налогу, когда для управления многоквартирным домом на договорной основе привлекается управляющая организация.На этот счет в Постановлении ФАС Московского округа от 18.03.2010 N КА-А40/986–10 разъяснено, что жилищная организация не является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены жилые многоквартирные дома, поскольку привлекается собственниками помещений для управления многоквартирными домами на договорной основе.Официальная позиция.В письме ФНС России от 16.12.2014 N БС‑4–11/26048@ рассмотрен вопрос о переводе доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, установленный в гектарах или балло-гектарах, в простую правильную дробь для целей земельного налога. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ ““Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”” (далее — Федеральный закон N 101-ФЗ) установлено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ).В действующем законодательстве отсутствуют правила, а также орган, уполномоченный на осуществление перевода земельной доли, выраженной в гектарах или баллах, в простую правильную дробь.При представлении сведений органами Росреестра о размерах земельных долей в праве общей собственности на земельный участок, выраженных в гектарах или баллах, у налогового органа отсутствуют правовые основания по расчету указанной доли в праве общей собственности и, соответственно, по исчислению земельного налога правообладателям указанных земельных участков.ФНС России разработан проект Федерального закона ““О внесении изменений в Федеральный закон ““Об обороте земель сельскохозяйственного назначения””, которым предусматривается наделение полномочиями представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, у которых размеры долей в праве выражены в гектарах или баллах, производить перерасчет земельной доли в простую правильную дробь в соответствии с Методикой перевода земельной доли, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).В пункте 2 статьи 392 НК РФ устанавливается, что налоговая база по земельному налогу в отношении тех земельных участков, которые находятся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данных земельных участков, в равных долях.Официальная позиция.В письме Минфина России от 31.01.2014 N 03–05-06–02/3884 рассмотрен вопрос об исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся в общей собственности. Департамент Минфина России сообщает нижеследующее.Статьей 392 Налогового кодекса Российской Федерации отражены особенности определения налоговой базы для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.+Читать далее…Так, в частности, на основании статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, а также в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ ““О крестьянском (фермерском) хозяйстве”” имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.Налоговая база по земельному налогу, определенная с учетом положений статьи 392 НК РФ, применяется при исчислении суммы земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ.Более того, в данном письме приводятся весьма наглядные примеры, рассмотрим их.Пример 1.Земельный участок, предоставленный Иванову А.А. и Иванову В.А. для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля Иванова А.А. в праве на земельный участок составляет 40%, Иванова В.А. — 60%). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 50000 руб.Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:- Ивановым А.А.: 50000 руб. x 40% 20000 руб.” — Ивановым В.А.: 50000 руб. x 60% 30000 руб.Положение п. 2 ст. 392 Кодекса указывает на то, что налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из нал
Судебная практика по Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
/392/
Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17–16705, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияПо эпизоду начисления земельного налога за 2012–2014 годы соответствующих пеней и штрафа судебные инстанции, исследовав кадастровый паспорт земельного участка и землеустроительное дело руководствуясь положениями статей 23, 45, 388, 389, 390, 391,392, 396 Налогового кодекса, статей 36, 37, 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств…
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-16500/08, Коллегия по административным правоотношениям, надзорСудами также не учтено, что собственниками жилых помещений в жилых домах являются иные лица, в том числе граждане. Это обстоятельство инспекцией не оспаривается. Согласно пункту 2 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда приобретателями (покупателями) здания сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования…
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-14363/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзорправа, не обоснована. Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии у института права собственности на квартиры в многоквартирных домах, и, как следствие, о наличии обязанности уплачивать земельный налог согласно положениям пункта 2 статьи 391, пункта 3 статьи 392 Налогового кодекса инспекцией в ходе проверки установлено не было. Судами также был сделан необоснованный вывод о наличии у института обязанности уплачивать земельный налог в отношении земельного участка 59:01:1713331:16. В материалах дела имеются доказательства…