Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

НК РФ Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

Статья 82 НК РФ. Общие положения о налоговом контроле (действующая редакция) 

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса. 2. Утратил силу. — Федеральный Закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ. 3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. 4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса. 5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса. 6. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарии к Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

82/ “Комментируемая статья определяет формы и методы налогового контроля.Контроль за исчислением и уплатой налогов отнесен к компетенции налоговых органов, и проводится он исключительно в определенных НК РФ формах в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.На это указано в решении Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2005, 25.08.2005 N А40–38595/05–14-295.Например, в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2011 N А78–5460/2009, налоговый орган полагал, что использование информации о полученной выручке на основании акта фискального отчета, снятого работником отдела оперативного контроля в рамках мероприятий по проверке соблюдения положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ““О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт””, правомерно.Однако как указал суд, признавая позицию налогового органа необоснованной, документы, полученные неуполномоченными лицами налогового органа в нарушение установленной пунктом 4 статьи 82 НК РФ процедуры сбора доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения, не могут быть признаны допустимыми доказательствами.В Постановлении от 07.02.2011 N А32–16394/2009 ФАС Северо-Кавказского округа указал, что материалы, полученные органами внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и расследования уголовных дел и переданные налоговым органам, могут служить лишь основанием для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля, предусмотренных главой 14 НК РФ. Указанные материалы сами по себе не являются основанием для принятия налоговым органом решения по результатам налоговых проверок, поскольку решение налогового органа должно основываться только на тех доказательствах (сведениях), которые получены и исследованы в рамках мероприятий налогового контроля.В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2011 N А74–1572/2010 суд признал неправомерной позицию налогоплательщика, согласно которой если свидетельские показания отобраны на основании Федерального закона ““Об оперативно-розыскной деятельности”” и в порядке, установленном статьей 99 НК РФ, не закреплены, то они не могут являться надлежащими доказательствами по делу.Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 30.01.2008 N 492/08, материалы, экспертные заключения, Протоколы опроса, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности, то есть вне рамок выездной налоговой проверки, могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 22.02.2007 N А74–2067/06-Ф02–474/07, налоговый орган выбирает метод проведения проверки по своему усмотрению с учетом того, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний налоговый контроль.Например, проверка соблюдения кредитной организацией положений статей 46, 60, 76 и 86 НК РФ путем проведения какой-либо из форм налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.Проведение в отношении кредитных организаций налогового контроля методами, не предусмотренными законодательством о налогах и сборах, нарушает права этих организаций.Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 1176/07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2012 N А33–8121/2011 и ФАС Центрального округа от 28.04.2010 N А68–9603/09–554/11.Если налоговый орган получает какие-либо доказательства вне предусмотренных Кодексом методов и форм налогового контроля, такие доказательства являются недопустимыми.Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 03.03.2008 N Ф04–1286/2008(1304-А46–25), оценивая представленные доказательства, отметил, что в целом доводы налогового органа основаны не на данных налоговой проверки и доказательств с использованием методов осуществления выездной налоговой проверки, а на использовании сведений, полученных в результате мероприятий иных органов, осуществляющих иной контроль в иных предусмотренных для этих органов формах и вне процедуры налогового контроля, что является нарушением статьи 82 НК РФ, закрепляющей принцип непосредственного сбора доказательств нарушения налогового законодательства лицом, проводящим налоговую проверку.Исходя из положений пункта 1 статьи 82 НК РФ получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельным мероприятием налогового контроля. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ закреплено право налогового органа истребовать пояснения не только в ходе проведения налоговой проверки, а также в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками налогов и сборов, но и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Таким образом, истребование пояснений налоговым органом может осуществляться как при проведении налоговых проверок (выездных и камеральных), так и вне их рамок.Истребование пояснений в рамках камеральной проверки проводится исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ, когда в представленной налогоплательщиком декларации (расчете) обнаружены:- ошибки” — противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах — несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.+Читать далее…В связи с вышесказанным отсутствие без объективных причин пояснен

Судебная практика по Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

/82/

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16960/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзорСуды пришли к о том, что из анализа статей 32, подпункта 2, 6 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 82, статьи 92 Налогового кодекса российской Федерации, а также пункта 3, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» в совокупности следует, что формы Налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок…

Решение Верховного суда: Определение N 301-КГ14–3607, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассацияОценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 32,82, 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», положениями Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий сооружений…

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18148/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзорИзучив судебные акты по делу и доводы заявителя, коллегия судей оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора не установила. Как указал Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, руководствуясь статьей82 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах…

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector